Главная / Ответы / Жилищное право /

Почему за воду платим дважды?

Вопрос: Ни разу не обращалась к вам за помощью, а сейчас нужен ваш совет. В конце 2010 г. получила квитанцию по квартплате. В графе «горячая вода» указана доплата за какие то 4,3 куб. м воды. Пояснили, что сделана корректировка платы за 2008 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения 2 к Постановлению № 307. Но мы все оплачивали вовремя, задолженности нет. В едином расчетном центре объяснили, что управляющая компания в 2008 г. недоплатила Теплокоммунэнерго большую сумму. Эту сумму «раскидали» на каждого жителя. Должны ли мы платить второй раз?

Ответ юриста: Однозначно ответить трудно. Неясно, почему вовремя не была сделана корректировка платы за воду в 2008 г. и по какому принципу раскидывали сумму недоплаты на жителей. Вполне возможно, что какая-то вина управляющей компании все-таки есть.
Но в рамках ответа на общий вопрос, имели ли право предъявлять дополнительные платежи по уже оплаченным услугам, можно однозначно сказать имели. И мы об этом уже не раз писали.
И именно указанное автором письма постановление дает коммунальщикам право делать такую корректировку. В приложении к постановлению сказано, что «размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором 1 раз в год) корректируется».
В формуле, по которой рассчитывается корректировка, как раз и фигурируют показания общедомового счетчика.
Дело в том, что управляющая компания является посредником между жильцами и поставщиками воды. У вас это Теплокоммунэнерго. Оплачивает управляющая компания потребленную воду по факту, то есть по показаниям общедомовых приборов учета. А сами жильцы оплачивают либо по показаниям своих внутриквартирных счетчиков, либо по нормативам, то есть по количеству прописанных в квартире жильцов (если в квартире нет счетчиков). Но не всегда в квартире проживает столько же, сколько прописано. Многие пускают квартирантов, и тогда вместо одной прописанной бабули воду потребляют десять квартирантов. Но платят они только за одного прописанного. А перерасход никто не оплачивает.
Кроме того, возможны аварии, протечки в подвале и других технических помещениях из-за старых дырявых труб. Общедомовой счетчик фиксирует всю эту потребленную, но не оплаченную воду. Корректировка 1 раз в квартал (полгода или год) устраняет это несоответствие.
Но если все жильцы будут следить за тем, чтобы каждый сосед платил за фактически потребленную воду, а также требовать от своей УК своевременного ремонта труб, то корректировка будет сведена к минимальным платам. Вы вправе требовать и первое и второе!